КАПУСТА

КАПУСТА

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАПУСТА » Образование » ЕГЭ пожинает плоды


ЕГЭ пожинает плоды

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В этом году впервые ведется прием в вузы на основании результатов ЕГЭ, и уже складывается поистине феерическая картина. В высших школах обеих столиц отмечен небывалый наплыв вундеркиндов из отдаленных регионов, причем пальму первенства твердо держат Чечня, Дагестан и Ингушетия.

andvari-loki
Лавр,, модератор на форуме http://antisys.borda.ru/, разместил текст про современное образование.

http://antisys.borda.ru/?1-6-0-00000010 … 1247135625
Попросил способствовать его распространению. Что я и делаю...
Далее текст Лавра

"...И еще раз в том числе и об энергичных выходцах с Кавказа.

В этом году впервые ведется прием в ВУЗы на основании результатов ЕГЭ. И картина уже складывается поистине феерическая. В ВУЗах обеих столиц - небывалый наплыв вундеркиндов из отдаленных регионов, причем пальму первенства твердо держат Чечня, Дагестан и Ингушетия. Удивительным образом старается не отставать от них и российская глубинка, но все же не поспевает - если в столицах количество сдавших профильные ЕГЭ на 100 баллов едва достигает полутора сотен (в основном это выпускники специализированных школ), то горах Кавказа таких выращено - едва ли не четверо из каждых пяти выпускников. Конкурсный бал по ЕГЭ (три экзамена) там, где в прошлом году он держался в районе 150 (при среднем балле по предмету от 50 до 60) , теперь зашкаливает за 250 баллов. На десяток бюджетных мест по каждой специальности претендует по нескольку сотен выпускников, имеющих по профильным ЕГЭ оценки в диапазоне от 80 до 90 и выше, при этом местных уроженцев из них - буквально единицы.

Правда, налицо некоторая нервозность в работе приемных комиссий - так, в одном из престижных ВУЗов северной столицы только в один день на приеме документов отметились аж четыре абитуриента с баллом по русскому языку выше 90, которые были не в состоянии написать без ошибок даже заявление на поступление в институт. Однако закон есть закон, и усомниться в уровне их знаний, подтвержденном казенными сертификатами ЕГЭ, приемная комиссия не вправе. Вот только в среде профессуры уже начинается легкое брожение - некоторые особо несознательные преподаватели уже начинают неполиткорректно роптать, заявляя, что с "этим зоопарком" они мол работать не будут. Ну так кто их мнения спрашивает? Глубокая провинция помимо высоких баллов по ЕГЭ берет и другим - бешеным количеством непонятно откуда взявшихся вдруг льготников - детей "чернобыльцов", участников боевых действий, ветеранов Куликовской битвы и пр.

Однако если процесс примет системный характер, то уже лет через пять в России "честные выпускники" просто утратят явочным порядком доступ к высшему образованию, поскольку конкурировать с энергичными детьми гор и ушлыми выходцами "из глубинки" им уже сейчас явно не под силу. К чему это приведет? Да к тому, что в короткий срок будет насмерть и окончательно убита вся система подготовки квалифицированных специалистов. Ведь ВУЗы вообще-то существуют не для того, чтобы каждый законный наследник отары в пару сотен курдючных баранов мог похвастаться в родном ауле "корочками" - если кто забыл, то могу напомнить, что система высшего образования предназначена для того, чтобы готовить высококвалифицированные кадры, на которых будет держаться в последующие годы экономика, наука и культура страны. А те же "вундеркинды из глубинки" прямо и откровенно заявляют, что просто хотят "зацепиться в столице", чтобы "хорошо жить", им абсолютно наплевать и на избранную специальность, и на то, в какой вообще ВУЗ они поступают (они вообще одновременно подают документы на десятки совершенно разнородных специальностей): главное, чтобы поступить на бюджетное место (то есть бесплатно), и чтобы диплом был хоть чуть-чуть престижным, а учеба необременительной - в механизаторы и агрономы они в большинстве своем почему-то не рвутся.
Я, как и большинство (надеюсь) работников сферы высшего образования, далек от каких либо "сегрегаторских" взглядов на прием в ВУЗы, безусловно признаю необходимость облегчить возможность(для чего и введены специальные квоты) поступать в них талантливым детям из неблагополучных в социальном плане регионов или небогатых семей, но то, что сейчас происходит - извините, от этого как-то страшновато становится...

ЗЫ: авторская просьба - при возможности продублировать этот текст в доступных ЖЖшках, вдруг хоть кто-то задумается об открывающихся перспективах?..."

UPD: ещё по теме
http://www.gazeta.ru/social/2009/06/29/3216769.shtml

Отредактировано Аннушка (2009-07-17 17:45:20)

0

2

http://school4you.ru/club/article93/

Баба-ЕГЭ
Юлия Жабыко

За недолгое время своего официального существования ЕГЭ навел на всех панику. Самые главные паникеры – это школьники и их родители. Домашним детям тоже придется сдавать этот экзамен. Предлагаю поговорить о нем поподробней и разобраться, что же это такое и каких неприятностей от него на самом деле стоит ждать, а о каких – не слишком беспокоиться…

Оговорюсь сразу, что мой разбор будет посвящен сугубо ЕГЭ по русскому языку. С одной стороны, моя профессиональная компетенция позволяет мне судить об этом экзамене, с другой – подозреваю, что ЕГЭ по другим предметам не очень отличается принципиально, и с третьей – русский язык входит, как известно, в число обязательных к сдаче предметов, то есть разговор в любом случае не будет лишним.

Для начала расскажу о том, что представляет собой ЕГЭ по русскому языку. Экзамен состоит из трех частей.

Блок А. 30 заданий, в каждом четыре варианта ответов, из которых только один правильный. Вопросы охватывают различные области науки о языке: и фонетику, и орфографию, и пунктуацию, и даже вопросы, связанные с устройством текста как такового (какое из данных предложений должно быть в этом тексте первым?) или с грамматическими и речевыми нормами (из серии «подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»).

Блок В. 8 заданий, готовых ответов нет, нужно найти их в данном тексте и выписать на предназначенную строчку номер нужного предложения или требуемое слово.

Блок С. Сочинение. Это довольно условное название, поскольку с сочинением в общепринятом смысле это задание не имеет ничего общего. Нужно в данном тексте отыскать основную мысль, одну из проблем, поднимаемых автором, и связно ее сформулировать. Далее требуется прокомментировать ее, описать мнение автора по этому вопросу, изложить свой взгляд на то же самое и подкрепить его некими аргументами. При этом за аргументы признаются примеры литературных героев или даже факты из собственной жизни. Объем готового продукта – не менее 150 слов. (К слову, требование довольно внятное, поскольку при объеме 70 слов невозможно должным образом раскрыть тему, а объем свыше 300 слов сильно затрудняет проверку).

На выполнение всех заданий дается три часа.

Проверка и оценка работы осуществляется таким образом. За блок А начисляется максимум 30 баллов, по одному за каждый правильный ответ. За блок В – аналогично, но одно из заданий «стоит» два балла. Чуть позже вернусь к нему, оно довольно любопытно. Таким образом, максимальное количество баллов за А и В – 39. За часть С предполагается максимум в 21 балл. Это задание, в отличие от А и В, проверяет не компьютерная программа, а живой человек. Оценивается эссе с трех точек зрения. Во-первых, содержание. Правильно ли понята проблема, достаточно ли комментариев, нет ли нарушений этических норм (типа «помещики у Гоголя – придурки»), нет ли фактических ошибок, верно ли отражена позиция автора, нет ли нарушений абзацного членения текста и т.п. Во-вторых, текст как таковой. Связен ли он, последователен ли, логично ли соединены его части, нет ли языковых ошибок. И в-третьих, грамотность: правильно написанные буковки и запятые.

Полученные баллы переводятся потом в стобалльную систему, удобную, насколько я понимаю, для подсчета общих баллов вступительных экзаменов в вуз, из которой можно легко сделать вывод: на «пятерку» сдан экзамен или на что другое.

Конечно, по этому краткому объяснению трудно судить о конкретике экзамена, поэтому несколько деталей.

Для успокоения родителей выпускников следует сказать, что 85% конкретного наполнения экзамена есть в школьной программе и не представляют собой ничего сверхсложного. Недостающие 15% - это вот что.

1. Задание В8. То самое, любопытное, за которое дают не один балл, а два. Нужно заполнить пропущенные места небольшой рецензии терминами, которые большей частью лежат в области курса литературоведения. Гипербола, метафора, метонимия и т.п. – всего этого на уроках русского языка нет и в помине, разумеется. Такие чисто языковые фигуры речи, как парцелляция, параллелизм, анафора и другие тоже не попадались мне в стандартных учебниках русского языка ни разу.

2. Работа с текстом. Теоретические вопросы, связанные с этим, раскиданы неудобным для подготовки образом по учебникам разных классов. Конечно, кое-что понятно интуитивно (например, какое из данных предложений должно стоять в этом тексте последним или какое из предложений верно отражает суть текста – тут трудно ответить неправильно). Но кое-какие необходимые сведения (например, что части текста должны быть связаны не только по смыслу, но и на лексическом, синтаксическом и других языковых уровнях) отыскать будет проблематично. На уроках в школе, кстати, этим вопросам практически не уделяется внимания, считается почему-то, что дети и так себе представляют, как устроен текст.

3. Часть С как таковая. Подобных работ не выполняется ни разу на всем протяжении обучения русскому языку. Можно отыскать некие параллели с сочинением-рассуждением, но их крайне немного: необходимость удержаться в рамках выбранной темы, раскрыть ее (то есть выполнить задание), подобрать внятные аргументы в защиту авторской позиции, – вот, пожалуй, и все, причем первые две актуальны для любого текста.

Считаю, что только эти три момента требуют некой специальной подготовки (особенного внимания школьного учителя). Всю остальную учебную информацию можно без затруднений отыскать в учебниках или любых справочных изданиях из серии «Для поступающих в вузы».

Почему же этот экзамен сеет такую панику в стройных рядах абитуриентов? Почему и учителя иной раз поддаются ей? Что мешает школьникам успешно сдавать этот экзамен? Почему весь 11 класс, а зачастую и 10-й, заняты сплошь подготовкой к ЕГЭ?

Попробуем разобраться.

Первая из причин довольно банальна. Напомню, что программа по русскому языку рассчитана только до 9 класса. Это в свое время было связано с тем, что школьники, ушедшие после 8 класса в ПТУ и не закончившие десятилетку, должны были все-таки получить курс родного языка в полном объеме. Теперь в этом смысле полная сумятица: в некоторых школах на русский язык в 10 и 11 классах выделяется по 1-2 часа в неделю за счет каких-то скрытых резервов, иногда эти часы отрываются от уроков литературы, иногда их и совсем нет. Последний вариант, кстати, в связи с ЕГЭ почти полностью исчез, русский язык есть всегда. Это в плюс ЕГЭ, на мой взгляд, поскольку до введения этого экзамена после девятого класса все, касающееся русского языка, выбрасывалось и забывалось в мгновение ока.

Вторая причина трудностей со сдачей новомодного экзамена – в его форме. Тест никогда не был популярен в отечественной системе образования. Более того, в практике преподавания русского языка почти не использовался. То есть сама форма «вопрос – варианты ответов» нашему школьнику не близка, он не готов с ней запросто общаться. Напротив, для Запада, откуда мы скопировали эту прелесть, тест – один из популярнейших видов контроля знаний. Учащийся сталкивается с ней постоянно, из года в год, и нет для него работы привычней. Финальный аттестационный экзамен – итоговое звено в цепочке. У нас же, если вспомнить известную цитату, получилось как всегда. ЕГЭ отнюдь не представляет собой последнее звено в цепи тестов, усложняющихся, к примеру, от года к году, он просто падает огромным камнем на совершенно неподготовленную почву, и стоит ли удивляться низкой результативности….

Думаю, здесь стоит сказать несколько слов в защиту теста как такового. Он не плох и не хорош сам по себе. Это всего лишь один из способов проверить знания ученика. Применительно к урокам русского языка – наряду с диктантом, изложением и, допустим, опросом с помощью билетов. Ни один из этих видов контроля не универсален.

Диктант, к примеру, позволяет оценить только практическую грамотность учащегося, не затрагивая его способностей связно формулировать собственные мысли.

Изложение может показать, насколько человек способен работать с готовым текстом: выделять главное, отбрасывать несущественные детали, внятно и красиво записывать получившееся. Но оценить практическую грамотность тут сложнее: ученик всегда волен заменить трудное для написания слово на другое или перестроить предложение так, чтобы избежать проблемной запятой.

А экзаменационные билеты – это всегда лотерея. Может попасться как раз тот билет, один выученный из пятидесяти данных, а может попасться один-единственный невыученный, и все родители – бывшие студенты – об этом прекрасно знают.

Грамотно построенный тест позволяет, в принципе, оценить как теоретическую подготовку (найдите относительное прилагательное), так и практическую грамотность (укажите правильный вариант написания). Но он не дает экзаменуемому показать блестящее/хорошее/удовлетворительное знание предмета – то, что дает экзамен с билетами. Не дает возможности узнать уровень собственно владения речью, способности связно выстраивать собственные мысли и соответствующим образом их оформлять. Для экзамена по родному языку, на мой взгляд, это все-таки должно быть актуально. А пока мы имеем только часть С, которая есть всего лишь пародия на рассуждение. Что это за рассуждение, в котором единственная возможность изложить свою мысль – это согласиться/не согласиться с мнением автора, а аргументами считаются просто примеры из жизни. Проще уже некуда.

Есть еще один подводный камень в тестовой форме экзамена, помещенной на отечественную почву. Часто бывает так: из четырех вариантов ответа один, а иногда и два – заведомо ложные, нарочито нелепые. Если экзаменуемый правильного ответа не знает, он может его попробовать угадать, и проверяющий никогда не поймет, обдуман верный ответ или угадан, это понятно. Но. Чтобы дойти до правильного ответа, когда его не знаешь, нужно уметь логически мыслить: видеть неправдоподобные варианты, отбрасывать их, самому себе доказывать выбор из оставшихся пунктов… А этому, то есть умению анализировать, как я уже говорила в прежних статьях, в школе совсем не учат. Потому и получается, что сдать ЕГЭ – трудно…

Подытожу. Введение ЕГЭ ничего не разрушает и не портит, а просто довершает, на мой взгляд, общее разложение отечественной системы образования. Перефразируя известное высказывание, можно добавить, что наша школа имеет теперь тот итоговый экзамен, которого она заслуживает.

Все это вместе: школьное обучение (вкупе с обсуждаемыми ныне реформами) и итоговая аттестация в виде ЕГЭ – все это нацелено, как мне думается, на такую задачу, поставленную (вольно или невольно) государством: получить на выходе средне- и малообразованного гражданина, который совершенно не способен самостоятельно думать и принимать решения.

Такому гражданину очень легко внушить абсолютно любую мысль – он же не может рассуждать, критически оценивать, логически мыслить. Легко навешать на уши любую лапшу – он будет в итоге считать, что это его собственная, правильная мысль. Таким персонажем очень легко и удобно руководить. Это идеальный покупатель, «жертва рекламной паузы». С помощью телевизора и других СМИ из него легко выбить все человеческое, все достижения науки, культуры, все идеалы нравственности, превратить его в тот самый винтик, о котором нам уже давно и полно рассказали…

0


Вы здесь » КАПУСТА » Образование » ЕГЭ пожинает плоды